Государственное учреждение «Центр по лицензированию и аккредитации медицинских организаций» ПОЛИТИКА по противодействию коррупции
I. Общие положения
1. Политика по противодействию коррупции государственного учреждения Министерства здравоохранения «Центр по лицензированию и аккредитации медицинских организаций» (далее — Центр; далее — Политика) реализуется в целях повышения уровня антикоррупционной культуры в Центре и среди сотрудников, отражает приверженность сотрудников высоким этическим нормам, а также нетерпимость к коррупционным правонарушениям и недопущение их совершения в деятельности центрального аппарата и территориальных представителей.
2. Настоящая Политика разработана с учётом Законов Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе», «О конфликте интересов», Указов Президента Республики Узбекистан от 27 мая 2019 года № ПФ-5729 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан», от 29 июня 2020 года № ПФ-6013 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан», от 6 июля 2021 года № ПФ-6257 «О мерах по формированию атмосферы нетерпимости к коррупции, резкому сокращению коррупциогенных факторов в государственном и общественном управлении и расширению участия общественности», Постановления Президента от 6 июля 2021 года № ПҚ-5177 «О дополнительных мерах по эффективной организации деятельности по противодействию коррупции», Постановления Кабинета Министров от 14 октября 2022 года № 595 «О дополнительных мерах по обеспечению соблюдения норм этики государственными гражданскими служащими», а также с учётом рекомендаций международных организаций и передовой мировой практики в сфере противодействия коррупции, в том числе требований и рекомендаций международного стандарта ISO 37001:2016.
3. Основные цели противодействия коррупции в Центре:
достижение коренного искоренения коррупции в структурных подразделениях Центра;
формирование нетерпимого отношения к коррупции путём повышения правосознания и правовой культуры сотрудников;
реализация мероприятий по предупреждению коррупции во всех сферах деятельности структурных подразделений Центра;
своевременное выявление коррупционных правонарушений, их пресечение, устранение последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
4. Требования настоящей Политики в равной мере обязательны для всех сотрудников центрального аппарата Центра вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
5. Политика, являясь внутренним документом Центра, определяет основные требования и принципы, направленные на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности структурных подразделений для достижения указанных целей.
6. Любое лицо, поступающее на работу в Центр, обязано под подпись ознакомиться с настоящей Политикой и соблюдать все её нормы и правила.
7. Для целей настоящей Политики используются следующие основные понятия и термины:
сотрудник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с Центром на основании трудового договора;
аффилированные лица — близкие родственники сотрудника Центра, а также юридическое лицо, в уставном фонде (уставном капитале) которого такие близкие родственники владеют акциями или долями, либо юридическое лицо, в органах управления которого близкие родственники сотрудника являются руководителем или членом;
государственные органы и организации — органы государственной власти и управления, органы местной государственной власти, государственные учреждения, организации с долей государства свыше 50 процентов (далее — организация);
международные мероприятия — мероприятия, организуемые и проводимые от имени государственного органа с участием его официальных представителей и представителей иностранных государств и международных организаций в целях установления сотрудничества, развития связей, обмена опытом; в том числе мероприятия, связанные с визитами делегации Республики Узбекистан за рубеж и визитами иностранных делегаций в Республику Узбекистан;
официальные мероприятия — организуемые от имени государственного органа с участием его официальных представителей в целях достижения определённых задач мероприятия (официальный приём, церемония, встреча, конференция, семинар, брифинг, симпозиум, презентация, «круглый стол» и др.);
служебная командировка — направление сотрудника на определённый срок приказом (решением, распоряжением) руководителя для выполнения служебных обязанностей и поручений вне постоянного места работы (в пределах Республики Узбекистан либо за её пределами);
контрагент — любое юридическое или физическое лицо (за исключением трудовых отношений), вступившее в договорные отношения с организацией;
коррупция — противоправное использование лицом своего должностного или служебного положения для получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах других лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды;
коррупционные риски — риск совершения сотрудниками Центра или третьими лицами коррупционных действий от имени организации или в её интересах;
коррупционные действия — получение (требование, вымогательство), предложение, дача взятки (в т.ч. через третьих лиц), получение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имущественных услуг либо незаконное использование служебных полномочий в иных целях; незаконные «платежи за упрощение формальностей» и иные действия;
коррупционное правонарушение — деяние, содержащее признаки коррупции и влекущее ответственность по законодательству;
внутренняя структура по противодействию коррупции — внутреннее подразделение, ответственное за своевременное выявление и предупреждение коррупции, устранение причин и условий её проявления, недопущение конфликта интересов и формирование нетерпимого отношения к коррупции;
система противодействия коррупции — комплекс мер по предупреждению коррупционных действий, нарушений законодательства Республики Узбекистан о противодействии коррупции и внутренних документов Центра, обеспечивающих высокие профессиональные и этические стандарты деятельности сотрудников;
кронизм (форма фаворитизма на основе дружеских связей) — использование власти и/или влияния для предоставления незаконных преимуществ друзьям или доверенным лицам;
должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальным полномочиям исполняющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти, органах самоуправления граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, уполномоченное совершать юридически значимые действия, а также лицо, выполняющее эти функции в международной организации или органах иностранного государства;
конфликт интересов — ситуация, при которой личная (прямая или косвенная) заинтересованность лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, в результате чего возникает противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства (наличный/потенциальный конфликт интересов);
местничество — деятельность, исходя исключительно из местных интересов; приём на работу, ротация и назначение без учёта соответствия квалификационным требованиям по признаку родовитости/происхождения, статуса родственников;
непотизм (кумовство, фаворитизм на основе родственных связей) — использование власти и/или влияния для незаконного предоставления преимуществ близким родственникам или друзьям, в т.ч. необоснованное премирование, приём и назначение в ущерб интересам Центра;
платежи за упрощение формальностей — незаконно предоставляемые денежные средства, имущество, имущественные права, услуги и иные выгоды, не предусмотренные законодательством и нормативными правилами, с целью обеспечить или ускорить совершение стандартных процедур;
клановость — субъективное, привилегированное и необъективное отношение на основе принадлежности к одному роду/династии;
фаворитизм— оказываемая власть имущими особая благосклонность и поддержка отдельным лицам или группам, зачастую наносящая ущерб другим; проявляется в необъективном предоставлении преимуществ;
благотворительность — добровольная безвозмездная или льготная поддержка Центра юридическими и физическими лицами в форме передачи материальных или нематериальных ценностей, денежных средств, выполнения работ, оказания услуг и иной помощи благотворительного характера;
международная организация — любая международная организация, созданная государствами, правительствами или другими международными организациями независимо от формы и полномочий (в т.ч. региональные организации экономической интеграции);
спонсорство — помощь юридических и физических лиц Центру (спонсируемым учреждениям) путём выполнения работ, оказания услуг, передачи имущества, в т.ч. денежных средств, в результате чего возникают взаимные обязательства перед спонсором;
шефство — покровительство сотруднику со стороны вышестоящего сотрудника путём создания для него благоприятных условий труда;
близкие родственники — родители, братья, сёстры, сыновья, дочери, супруги, а также родители, братья, сёстры и дети супругов.
# II. Важные принципы противодействия коррупции
8. Система противодействия коррупции в структурных подразделениях Центра строится на следующих принципах:
законност — мероприятия по противодействию коррупции осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан, с учётом признанной международной практики и внутренних документов Центра;
нетерпимость к коррупции — во всех сферах деятельности структурных подразделений проявляется непримиримое отношение к любым формам и проявлениям коррупции; сотрудникам запрещается прямое или косвенное участие в деятельности, создающей коррупционные риски;
открытость и прозрачность — информирование сотрудников, контрагентов и широкой общественности о принимаемых и реализуемых мерах противодействия коррупции;
превентивность и системность — приоритет мероприятий, устраняющих причины и условия коррупционных действий и рисков; соответствие процедур уровню выявленных рисков; интеграция мер противодействия коррупции во все функции и направления деятельности;
неотвратимость ответственности — сотрудники, совершившие коррупционные правонарушения, несут ответственность независимо от статуса и должности согласно внутренним документам и действующему законодательству;
использование достижений научно-технического прогресса — внедрение современных интегрированных информационных систем при построении антикоррупционной системы;
право на прямое обращение к руководству — каждый сотрудник вправе без препятствий обратиться к руководителю организации или во внутренний контрольный орган при наличии достоверной и обоснованной информации о коррупционных правонарушениях;
непрерывное совершенствование — по итогам мониторинга и контроля коррупционных рисков структурные подразделения центрального аппарата принимают меры по постоянному повышению эффективности системы противодействия коррупции.
III. Основные направления противодействия коррупции
1) Управление конфликтом интересов
9. Сотрудники структурных подразделений обязаны при исполнении служебных обязанностей и представлении интересов Центра руководствоваться принципами добросовестности и честности, не использовать служебное положение в личных интересах и избегать ситуаций, приводящих к конфликту интересов. Конфликт интересов возникает, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на беспристрастное исполнение обязанностей, принятие объективных решений и затрагивает права, законные интересы, имущество и репутацию Центра.
10. При возникновении конфликта интересов сотрудник обязан незамедлительно в письменной форме уведомить своего руководителя или внутреннюю службу контроля по противодействию коррупции.
11. В целях предотвращения конфликта интересов сотрудники обязаны в установленные сроки и порядке представлять в налоговый орган по месту постоянного проживания декларацию о доходах и имуществе.
12. При приёме на работу и переводе на другую должность сотрудники обязаны ежегодно и по мере возникновения соответствующих обстоятельств раскрывать сведения о личной заинтересованности, приводящей или потенциально способной привести к конфликту интересов. Порядок раскрытия и урегулирования конфликта интересов регулируется «Положением об управлении конфликтом интересов» Центра.
2) Получение деловых подарков и знаков гостеприимства
13. Всем сотрудникам запрещается в связи с исполнением служебных обязанностей принимать от физических и юридических лиц какое-либо имущество, услуги, подарки, знаки гостеприимства, займы, гарантии, поручительства, вознаграждения, наличные деньги или их эквиваленты, ценные бумаги, иную материальную помощь, а также поощрения для сотрудника (его членов семьи).
14. Сотрудник может получить подарок во время служебных командировок за пределами Республики Узбекистан, на международных и иных официальных мероприятиях, а также на международных и иных официальных мероприятиях, проводимых на территории Республики Узбекистан, при соблюдении следующих требований:
соответствие законодательству Республики Узбекистан, внутренним документам Центра и «Положению о стоимости допускаемых подарков и порядке распоряжения ими при служебных командировках, международных и иных официальных мероприятиях сотрудниками Министерства здравоохранения»;
стоимость подарка — до четырёх базовых расчётных величин;
подарок предоставляется дарителем добровольно в связи с конкретным международным или иным официальным мероприятием;
подарок принимается сотрудником открыто и прозрачно;
подарок не наносит ущерба репутации Центра;
подарок не вызывает конфликта интересов и коррупционных рисков, не создаёт обязательств, влияющих на беспристрастность принятия решений.
15. Скоропортящиеся продукты (букеты, сладости и т.п.), а также канцелярские наборы (календарь, буклет, пластиковая ручка, ежедневник, блокнот), вручённые на указанных мероприятиях, не подлежат оформлению как подарки и сотрудник распоряжается ими по своему усмотрению.
16. Любые подарки, полученные сотрудниками Центра в составе государственных делегаций, на официальных мероприятиях, в т.ч. за рубежом, которые не соответствуют хотя бы одному из требований, подлежат передаче в собственность Центра в установленном порядке, независимо от суммы.
17. Подарки, вручённые по личным поводам (день рождения, рождение ребёнка) и не связанные с исполнением служебных обязанностей, признаются личными подарками сотрудника. Исключение — подарки по итогам соревнований и конкурсов, по случаю государственных праздников, памятных дат и иных официальных мероприятий.
18. При вручении таких подарков следует соблюдать:
участие не менее трёх сотрудников центрального аппарата;
сопровождение вручения поздравительной речью с указанием повода;
общая стоимость подарка (с учётом всех налогов и сборов) — не более четырёх крат заработной платы;
расходы одного сотрудника на подарок другому — не более одной базовой расчётной величины по каждому случаю.
19. Во избежание подозрений запрещается принимать подарки и иные материальные ценности от сотрудников иных госорганов и организаций, партнёров, контрагентов, физических и юридических лиц в связи с любыми праздниками (день рождения, рождение ребёнка, «Международный женский день» и т.п.).
20. Вручение подарков от имени Центра на международных конференциях, симпозиумах и иных деловых (служебных) встречах осуществляется по приказу директора Центра или его заместителя.
21. При возникновении сомнений в правомерности получения подарка любой сотрудник системы обязан обратиться за консультацией во внутреннюю службу контроля по противодействию коррупции.
3) Участие сотрудников Центра в мероприятиях по служебной деятельности
22. Участие сотрудников в мероприятиях (выставки, семинары, конференции и др.), проводимых по приглашению международных и иных организаций, допускается при соблюдении следующих условий:
соответствие мероприятия законодательству Республики Узбекистан, принципам и требованиям настоящей Политики и иным внутренним документам Центра;
служение мероприятия законным интересам Центра или приглашающей стороны;
отсутствие влияния мероприятия на принятие решений сотрудниками, недопущение скрытого незаконного вознаграждения и приобретения неправомерных преимуществ;
отсутствие рисков для репутации Центра и приглашающей/приглашённой стороны при раскрытии информации об участии;
соответствие мероприятия общепринятой научной и деловой практике, отсутствие развлекательного характера;
разумность содержания и стоимости, недопустимость чрезмерной роскоши, редкости и частоты.
23. Если организатором делового мероприятия (семинар, симпозиум, «круглый стол» и т.п.) выступает сам Центр, такое мероприятие должно соответствовать требованиям настоящей Политики.
4) Регламентация кадровых процессов (отбор, продвижение, поощрение, владение имуществом за рубежом)
24. Отбор, аттестация и оценка деятельности сотрудников, а также премирование, надбавки и иные виды поощрений осуществляются прозрачно, равноправно и объективно для всех сотрудников в соответствии с принципами и требованиями настоящей Политики.
25. Отбор и назначение кандидатов в Центр проводится с комплексной проверкой в соответствии с «Порядком определения профессиональной пригодности сотрудников Центра», другими внутренними документами и порядком управления конфликтом интересов.
26. Лицам, принимающим кадровые решения (повышение, назначение, включение в кадровый резерв и др.), запрещается предоставлять кандидатам (сотрудникам) какие-либо необоснованные преимущества.
27. Замещение вакантных должностей осуществляется на открытом конкурсе в соответствии с требованиями к должности с приоритетом квалификации, профессиональных и научных достижений кандидата.
28. Разрабатываются показатели и критерии оценки эффективности деятельности сотрудников, на основе которых осуществляется поощрение. Показатели должны быть объективными, прозрачными и открытыми для ознакомления сотрудников.
29. Сотрудникам Центра запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, быть её учредителями (участниками), получать гражданство иностранного государства, открывать и иметь счета за пределами Республики Узбекистан, владеть недвижимостью и иным имуществом за границей. Исключение — счета, открытые до назначения по должности для обучения, стажировки, получения медуслуг, а также имущество, приобретённое до назначения и раскрытое в установленном порядке.
5) Проведение служебных проверок и изучение деятельности структурных подразделений Центра
30. При проведении различных служебных проверок, изучений и мониторинга (далее — объекты проверок) сотрудники Центра и подведомственных организаций обязаны:
не допускать конфликта интересов;
не проводить служебную проверку, анализ, мониторинг, аудит единолично;
не оставаться наедине с ответственными лицами проверяемой организации при личном посещении объекта;
не искажать и не подменять нормы законодательства с целью искусственного выявления нарушений, не запугивать персонал передачей материалов в правоохранительные или иные госорганы;
не угрожать сотрудникам объекта проверки;
не истребовать документы и не интересоваться вопросами, не относящимися к предмету проверки;
обеспечивать законную и профессиональную оценку каждому выявленному нарушению;
при необходимости фиксировать нарушения фото/видеозаписью, вносить сведения о нарушениях в используемые Центром информационные системы;
при попытках представителей объекта дать взятку или предоставить материальные ценности/услуги для сокрытия нарушений незамедлительно сообщать руководителю рабочей группы и во внутреннюю службу контроля по противодействию коррупции;
соблюдать принципы беспристрастности и этики в отношении представителей объекта.
31. Для рассмотрения поступивших возражений по результатам проверок, изучений и мониторинга создаётся отдельная комиссия.
6) Обеспечение прозрачного и эффективного взаимодействия с уполномоченными госорганами, контрагентами и третьими лицами
32. Центр не привлекает поставщиков, подрядчиков и иных третьих лиц для осуществления каких-либо платежей или действий, противоречащих требованиям настоящей Политики и законодательства Республики Узбекистан.
33. Во взаимоотношениях с контрагентами Центр придерживается принципов законности и прозрачности.
34. В Центре внедряются честные, открытые и прозрачные процедуры выбора поставщиков, подрядчиков и иных контрагентов на основе объективных критериев, а также прозрачный порядок определения стоимости закупаемых товаров и услуг в соответствии с законодательством и внутренними документами Центра.
35. Во взаимодействии с контрагентами Центр:
проверяет надёжность потенциального контрагента согласно «Инструкции по проверке контрагентов» и требованиям законодательства Республики Узбекистан, включая наличие/отсутствие вовлечённости в коррупционную деятельность, а также наличие/отсутствие конфликта интересов с сотрудниками Центра;
уведомляет потенциального контрагента, включая победителя закупочной процедуры, о своих антикоррупционных принципах и требованиях путём включения специальных антикоррупционных условий в текст договора.
36. Во взаимодействии с уполномоченными госорганами (лицензирование, участие в специализированных советах, согласование документов, объектов и т.п.) Центр обеспечивает прозрачность и объективность рассмотрения документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения о причинах негативных заключений и иных выводов.
37. В целях обеспечения прозрачности и справедливости сотрудникам Центра запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, создавать хозяйствующие субъекты, быть их учредителями (участниками), выполнять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в субъектах предпринимательства (кроме владения свободно обращающимися акциями акционерных обществ в пределах требований законодательства). Также запрещается заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой, за исключением случаев, предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан.
7) Антикоррупционная экспертиза внутренних документов
38. Юридический отдел Центра при проведении правовой экспертизы внутренних документов осуществляет проверку на наличие коррупциогенных факторов, создающих возможности для коррупционных действий, и исключает такие факторы из документов.
8) Внедрение новых технологий в сферу деятельности Центра
39. Для минимизации коррупционных рисков сотрудники Центра по возможности исполняют функции и должностные обязанности с использованием информационных технологий.
40. При проведении конкурсных торгов в рамках госзакупок сотрудники Центра используют информационные технологии и взаимодействуют с участниками торгов в электронном формате в онлайн-режиме с применением интеграции с другими электронными системами.
9) Видеофиксация деятельности в Центре и её трансляция
41. В зданиях Центра для контроля деятельности сотрудников устанавливаются аудио- и видеокамеры; записи просматриваются ответственными сотрудниками Центра.
42. На официальных интернет-сайтах Центра размещаются онлайн-трансляции отдельных процессов с повышенными коррупционными рисками (в частности, собеседования с сотрудниками, тестирование, заседания комиссий и др.).
IV. Элементы системы противодействия коррупции
1) Наличие ключевых внутренних документов
43. Основу системы составляют:
настоящая Политика;
«Кодекс этики»;
принципы и требования, закреплённые в «Положении об управлении конфликтом интересов».
44. Руководство Центра должно демонстрировать образец высшего лидерства.
45. Директор Центра, его заместители и руководители структурных подразделений обязаны быть образцом честного, справедливого и независимого поведения в отношении подчинённых, граждан и юридических лиц, тем самым формируя у них нетерпимое отношение к коррупционным действиям.
46. Директор Центра, его заместители, советник, а также руководители структурных подразделений проявляют лидерство в создании и внедрении эффективных мер и процедур противодействия коррупции в направлениях, где присутствуют коррупционные риски.
2) Выявление и оценка коррупционных рисков
47. Центр выявляет и оценивает присущие его деятельности коррупционные риски с учётом особенностей функций организационных структур, взаимодействия Центра с иными лицами, а также внешних и внутренних факторов в соответствии с методикой оценки коррупционных рисков в Центре.
48. Оценка коррупционных рисков проводится не реже одного раза в год. Результаты оценки рассматриваются министром. Меры и процедуры по минимизации выявленных рисков отражаются в Антикоррупционной программе (дорожной карте) Центра.
3) Ответственные за противодействие коррупции
49. Для формирования эффективной системы противодействия коррупции функция внутреннего контроля по противодействию коррупции возложена на юридический отдел.
50. Деятельность внутренней службы контроля по противодействию коррупции осуществляется на основе Положения и подчиняется непосредственно директору Центра.
51. Директор Центра обеспечивает внутреннюю службу контроля необходимой независимостью и ресурсами для выполнения её функций.
52. Отдел развития и управления человеческими ресурсами отвечает за систематический и своевременный сбор, анализ и актуализацию сведений о близких родственниках сотрудников в объёме и порядке, предусмотренных «Положением об управлении конфликтом интересов» и законодательством Республики Узбекистан.
4) Осведомлённость сотрудников и третьих лиц о Политике Центра
55. В целях сокращения коррупционных рисков и повышения осведомлённости сотрудников Центр размещает настоящую Политику и ключевую информацию о реализуемых мерах по противодействию коррупции на официальных веб-сайтах.
56. Центр направляет усилия на информирование и разъяснение норм законодательства Республики Узбекистан о противодействии коррупции, а также внедрённых принципов, мер и требований посредством:
регулярных обращений руководства Центра на официальном сайте и через иные каналы связи о важности соблюдения сотрудниками принятых норм и требований;
системного обучения сотрудников по вопросам противодействия коррупции не реже одного раза в год с последующим тестированием согласно плану обучения;
обязательного ознакомления новых сотрудников при приёме на работу с настоящей Политикой и иными внутренними документами Центра по противодействию коррупции с проведением первичного инструктажа;
установления дополнительных программ обучения для должностей с повышенными коррупционными рисками; сведения о проведённых обучениях (тренингах) хранятся в отделе развития и управления человеческими ресурсами;
проведения разъяснительных и пропагандистских мероприятий с использованием аудио- и видеороликов и иных материалов, направленных на повышение осведомлённости сотрудников Центра и граждан о противодействии коррупции и формирование нетерпимого отношения к ней;
консультирования сотрудников внутренней службой контроля по вопросам применения Политики и реализации мер и процедур противодействия коррупции;
активного продвижения антикоррупционного поведения согласно утверждённому учебному плану внутренней службой контроля;
включения антикоррупционных положений в трудовые договоры с новыми сотрудниками, а также при пересмотре условий действующих договоров.
57. В договоры с контрагентами, партнёрами, благотворителями и спонсорами включаются антикоррупционные условия. Антикоррупционные оговорки включаются во все договоры Центра (за исключением договоров по результатам покупки через электронный магазин, аукцион). Антикоррупционные условия включаются в договоры, заключённые до принятия настоящей Политики, при пересмотре условий или по инициативе сторон.
5) Мониторинг, контроль и отчётность
58. Внутренняя служба контроля осуществляет постоянный мониторинг, контроль и оценку эффективности, достаточности и соразмерности реализуемых процедур противодействия коррупции. По результатам мониторинга принимаются соответствующие меры по формированию системы противодействия коррупции.
59. Мониторинг и контроль осуществляются в соответствии с «Методикой мониторинга и контроля эффективности процедур противодействия коррупции» и внутренними документами Центра.
60. Мониторинг системы ведётся по основным направлениям:
анализ соответствия функций Центра по выдаче контрольных и разрешительных документов, а также закупочных процедур требованиям законодательства;
мониторинг законодательства и рекомендаций госорганов в сфере противодействия коррупции;
мониторинг рекомендаций международных и иностранных организаций по созданию и поддержанию эффективных антикоррупционных систем;
мониторинг публикаций СМИ о вовлечённости руководства или сотрудников Центра, а также его контрагентов и партнёров в коррупционную деятельность;
выборочный мониторинг внутренних процессов и функций Центра для выявления неэффективных контролей и процедур и их совершенствования с целью обеспечения надёжности и эффективности системы;
мониторинг полноты и эффективности выполнения пунктов антикоррупционной программы Центра;
изучение соблюдения сотрудниками требований и процедур противодействия коррупции;
оценка осведомлённости сотрудников об основных принципах и требованиях противодействия коррупции.
61. Эффективность системы (отсутствие коррупционных рисков) оценивается путём внутреннего аудита, в т.ч. контроля соблюдения установленных требований и процедур в Центре и его структурных подразделениях.
62. Итоги мероприятий по мониторингу и контролю отражаются в отчётах о состоянии системы противодействия коррупции. Порядок формирования и представления отчётов закрепляется во внутреннем ведомственном документе.
6) Ответственность
63. Соблюдение требований и процедур противодействия коррупции является обязанностью каждого сотрудника в рамках его должностных обязанностей. Сотрудники несут персональную ответственность за нарушение требований и процедур, установленных настоящей Политикой и иными внутренними документами Центра.
64. В соответствии с принципом нетерпимости к коррупции всем сотрудникам Центра строго запрещается прямое или косвенное, личное или через посредников участие в любых коррупционных действиях, а именно:
требовать, просить, получать незаконную выгоду, злоупотреблять служебным положением, использовать полномочия в противоречии с законными интересами Центра для получения незаконной выгоды для себя или третьих лиц;
склонять должностное лицо государства или иное лицо к незаконному исполнению обязанностей (бездействию) либо к получению незаконных преимуществ в интересах лица, включая предложение, обещание, разрешение, предоставление незаконной выгоды (взятка, подкуп);
взимать, получать или осуществлять платежи за упрощение формальностей;
посредничать во взяточничестве или коммерческом подкупе, передавать незаконную выгоду, содействовать в достижении договорённости о её передаче;
иные действия/бездействие с признаками коррупции или приводящие к её совершению, включая ситуации конфликта интересов.
65. Сотрудники обязаны сообщать своему руководителю и в внутреннюю службу контроля по противодействию коррупции обо всех случаях попыток склонить их к совершению коррупционных действий, а также о ставших известными фактах коррупционных действий других сотрудников.
66. По каждому обоснованному подозрению на совершение коррупционных действий сотрудниками Центра проводится служебная проверка в порядке, установленном регламентом и иными внутренними документами, а также в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
67. Сотрудники, нарушившие требования настоящей Политики, законодательства о противодействии коррупции и процедуры, несут ответственность независимо от должности, стажа и иных факторов в пределах оснований, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан и внутренними документами Центра.
68. При выявлении коррупционных действий внутренняя служба контроля анализирует причины и условия их возникновения и постоянно совершенствует систему противодействия коррупции.
69. О результатах внутренних проверок регулярно информируется директор Центра.
70. Центр взаимодействует с правоохранительными и иными государственными органами для выявления и расследования коррупционных правонарушений.
V. Сообщения о коррупционных действиях
71. При наличии сомнений в законности действий сотрудников или их соответствии нормам этики, при предположениях о коррупционных действиях или иных правонарушениях либо обоснованных подозрениях об их совершении можно сообщить по следующим каналам связи Центра:
телефон доверия — 1369;
официальный сайт — clamo.uz;
электронная почта — info@clamo.uz;
почтовый адрес — 10007, г. Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, ул. Паркент, дом 51;
непосредственно директору Центра.
72. Центр обеспечивает конфиденциальность сведений о лице, предоставившем обоснованную информацию о правонарушении, в пределах своих полномочий и возможностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.
73. Центр защищает интересы своих сотрудников и гарантирует недопущение репрессий (увольнение, понижение, дискриминация, притеснение, преследование и др.) в отношении сотрудников, добросовестно сообщивших о подозрительном поведении или возможном нарушении требований данной Политики.
74. Все сообщения, поступившие по каналам связи Центра, рассматриваются ответственными лицами своевременно и объективно в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и внутренними нормативными документами; при подтверждении сведений принимаются меры по поощрению заявителя.
75. Заведомо ложное сообщение сотрудником оценивается как нарушение настоящей Политики и неэтичное поведение; заявитель может быть привлечён к ответственности в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и внутренними документами Центра.
VI. Заключительные положения
76. Настоящая Политика может быть пересмотрена и дополнена в следующих случаях:
при изменении законодательства Республики Узбекистан в сфере противодействия коррупции;
при выявлении неэффективных контрольных мероприятий и процедур, а также при необходимости совершенствования комплекса мер по предупреждению и противодействию коррупции в деятельности Центра;
при изменении организационной структуры или особенностей функций Центра и в иных случаях.